Когда я ещё пешком под стол ходила я жила по соседствуют с этим домиком… по этим улочкам и переулочкам… Как я рада, что сохраняются такие уголки связи с прошлым.❤️ В Казани неподалеку от Кремля, в стороне от туристических маршрутов прячется удивительный деревянный домик в стиле модерн. Его еще называют –
«ЧАЙНЫЙ ДОМИК» ВАРВАРЫ ДРУЖИНИНОЙ
🏡
Кто такая эта Варвара, до конца не ясно.
Не то жена, не то вдова казанского купца Дружинина, о котором, впрочем, и вовсе ничего неизвестно.
Нынешние владельцы пытались узнать что-нибудь о прошлом этого дома, отправляли запросы в различные инстанции, обращались к горожанам.
Отозвалась женщина, которая вспомнила, что когда была маленькой, гуляла здесь с дедом, и он говорил ей: «Смотри, какой золотой дом!»
Эта информация оказалась неожиданно ценной для реставраторов. Они как раз хотели узнать цвет наружных стен. При зондажах обнаружилось несколько слоёв краски: охристо-жёлтый и голубой. Какой цвет предпочесть?
Фраза о «золотом доме» позволила сделать выбор в пользу первого варианта.
Но я забежала вперед, а вы, возможно, даже не знаете, где собственно находится этот единственный в Казани образец деревянного модерна.
Дом расположен, можно сказать, в самом сердце бывшей Кошачки (как-то я о ней уже писала: https://vk.com/guidehabarova?w=wall-164529357_2255), в Кошачьем переулке (ныне улица Зои Космодемьянской).
Считается, что дом был построен в 1911 году предположительно архитектором Константином Олешкевичем и принадлежал Варваре Александровне Дружининой.
Правда, в архиве сохранилось прошение владелицы об устройстве в доме водопровода, датированное еще 1908 годом. То есть получается к этому времени дом уже стоял. И уже с водопроводом.
Казанцы называли его «Чайным домиком».
Почему? Не известно.
Возможно, Варвара Дружинина устраивала в доме многолюдные чаепития.
А может, дело в элементах декора и архитектурных особенностях дома, делающих его несколько похожим на китайскую пагоду.
После революции следы хозяйки теряются, а прекрасный «Чайный домик» с садом фактически превращается в «коммуналку».
Бывшие жильцы вспоминают чугунную плиту на общей кухне, изразцовую печь, дубовую лестницу и старинный унитаз с чугунным сливным бачком.
В двухтысячные коммуналки начали расселять.
Жильцы разъехались, а для «Чайного домика» наступили тяжелые времена.
Тихий когда-то уголок Кошачки оброс элитными многоэтажками.
Дом Варвары Дружининой шесть раз поджигали, пытаясь освободить место для новой застройки.
Пожар уничтожил участок кровли и большое количество резных декоративных элементов. Окна выбили. Дом ослеп.
Он должен был погибнуть, но на защиту обгорелого, разоренного, умирающего «Чайного домика» вышли люди.
В один прекрасный день, под проливным дождем, укрывшись целлофаном, они выстроились рядом с домом, требуя вернуть городу Красоту.
В дело вмешался Президент РТ Рустам Минниханов.
В одну из своих исторических прогулок по центру Казани он распорядился спасти «Чайный домик».
Татарстанские власти стали искать инвестора, который взял бы на себя ответственность за восстановление этого архитектурного памятника.
На торгах в 2013 году победила группа компаний «7Я».
Она и занялась восстановление «Чайного домика» Варвары Дружининой.
Любопытно, что с экономической точки зрения этот инвестиционный проект был абсолютно невыгоден. Его бюджет терялся в туманных перспективах. Как рассказывали новые владельцы, это была, скорее, эмоция, чем полноценный бизнес‑проект.
Возникли и определенные технические трудности.
Реставрировать дом в центре города было практически невозможно.
Улочки вокруг слишком тесные, и специальная техника не имела возможности подъехать к объекту.
Но выход из положения нашли.
Большой двухэтажный сруб разобрали по бревнышку и перевезли на базу. Реставрацию вели архангельские мастера под руководством самого уважаемого и известного в стране специалиста по деревянному зодчеству Бориса Лурье.
К слову, именно его бригада реставрировала Троицкую церковь в Свияжске. А ей, на минуточку, больше 460 лет...
«Чайный домик» Варвары Дружининой, конечно, существенно моложе, но и здесь реставраторы использовали плотницкие инструменты начала XX века.
Несмотря на то, что дом пострадал от пожара, сохранность бревен оказалась значительно лучше, чем можно было ожидать – 85-90 процентов.
Обгоревшие бревна не выбрасывали. Делали спил и смотрели: если уголь «обнимал» бревно лишь снаружи, его оставляли. Известно, что такие бревна даже более прочные. Обугленный слой консервирует дерево и защищает его от паразитов и гнили.
В результате перепланировки советского периода некоторые двери оказались замурованы. Реставраторы один за другим вскрывали слои штукатурки.
Под каждым слоем «прятались» газеты. Даты на них помогали ориентироваться в этом путешествии во времени.
После того, как дом полностью перебрали, его перевезли на старое место.
Сохранившиеся дореволюционные фотографии позволили вернуть дому великолепную отделку в стиле модерн: шпиль, балкон, удивительной красоты резные наличники и высокие цветные окна.
Насколько мне известно, в настоящее время «Чайный домик» Варвары Дружининой выставлен на продажу.
Хозяин просит за объект 70 миллионов рублей.
Жаль, у меня нет таких денег! Иначе я непременно купила бы этот чудесный образец деревянного модерна в уютном уголке старой Казани.